Целью изучения учебной дисциплины «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ» является формирование следующих компетенций:

 

Универсальные компетенции (УК):

-        способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

-        владение необходимой системой знаний в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (ОПК-1),

-  способностью к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовностью нести ответственность за их последствия (ОПК-8).

Профессиональные компетенции (ПК):

-        способность выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта (ПК-1);


Перечень вопросов для промежуточной аттестации

 1.         Смысловое значение понятий «физическая культура» и «спорт». Их сходство и различия.

2.         Определение понятий «вид спорта», «спортивная дисциплина» «соревновательная дисциплина». Классификация видов спорта.

3.         Профилирующие направления и разделы социальной практики спорта.

4.         Социальные функции спорта.

5.         Общая характеристика системы спортивной подготовки.

6.        Система спортивных соревнований и ее функции в системе спортивной подготовки.

7.        Характеристика системы тренировки и ее функции в системе подготовки спортсменов.

8.        Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Их краткая характеристика.

9.       Структура  и основные понятийные представления о соревновательной деятельности.

10.       Классификация спортивных соревнований по совокупности признаков (по Л.П.Матвееву).

11.      Дифференциация смыслового значения понятий: «соревнование» и «состязание», «спортивное достижение» и «спортивный результат».

12.     Календарный план спортивных соревнований. Требования к его составлению.

13.      Индивидуализированная система соревнований. Факторы, влияющие на ее формирование. Ее особенности в индивидуальных и командных видах спорта.

14.      Факторы, влияющие на применение индивидуализированной системы соревнований в процессе многолетней спортивной деятельности.

15.     Спортивные достижения, факторы, влияющие на них и тенденции развития.

16.      Каковы тенденции развития системы соревнований в массовом спорте и спорте высших достижений?

17.      Смысловое значение понятия «принципы» применительно к спортивной практике. Что характеризуют общие педагогические принципы и специфические принципы спортивной тренировки?

18.      Сущность принципа максимизации и углубленной индивидуализированной специализации.

19.      Сущность принципа сочетания постепенности и предельности тренировочных нагрузок, опережающих и стабилизирующих тенденций.

20.     Сущность принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки спортсменов.

21.       Необходимость непрерывности тренировочного процесса, формы ее реализации. Практические положения, характеризующие непрерывность тренировочного процесса.

22.      Сущность цикличности тренировочного процесса и формы ее реализации.

23.      Характеристика ближайшего, следового и кумулятивного тренировочного эффектов. Как следует сочетать повторные нагрузки для получения наибольшего кумулятивного эффекта?

24.  Структура управления системой совершенствования спортивного мастерства.

25.  Основы прогнозирования в системе подготовки спортсменов.

26.  Основы моделирования в системе подготовки спортсменов.

27.  Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки.

28.  Комплексный контроль в системе управления спортивным совершенствованием.

29.  Определение макроцикла. Факторы, обусловливающие выбор той или иной модели построения макроцикла в круглогодичной тренировке.

30.  Наиболее принципиальные положения построения «классической» модели годичного тренировочного макроцикла (по Л.П.Матвееву).

31.  Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной Ю.В.Верхошанским.

32.  Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной А.П.Бондарчуком.

33.  Основные положения построения модели годи-чного тренировочного макроцикла, предложенной В.Б. Иссуриным.

34.  Особенности построения тренировочного макроцикла высококвалифицированных спортсменов в игровых и сложно-координационных видах спорта.

35.  Современная структура международного спортивного движения.

36.  Национальные и международные спортивные организации и их функции.

37.  Региональные спортивные объединения в международном спортивном движении. Какие региональные объединения в структуре международного спортивного движения вы знаете, каковы их функции?

38.  Международное спортивное движение по отдельным видам спорта.

39.  Международное олимпийское движение. Какие международные спортивные объединения входят в структуру олимпийского движения?

40.  Международные спортивные объединения осуществляют работу с лицами, имеющими ограниченные возможностями здоровья.

41.  Международные спортивные объединения осуществляют работу по возрастной принадлежности.

42.  Современные подходы к организации системы управления физкультурно-спортивным движением в России.

43.  Раскройте общую структуру исполнительной власти в области физической культуры и спорта в России.

44.  Структура и функции государственных органов управления физкультурно-спортивным движением в России.

45.  Структура и функции общественных органов управления физкультурно-спортивным движением в России.

46.  Функции Министерства спорта России в общей структуре управления физкультурно-спортивным движением.

47.  Региональные органы управления физкультурно-спортивным движением России. Каковы их функции?

48.  Отраслевые министерства  опосредованно занимаются управлением физической культурой и спортом. В чем заключаются их функции?

49.  Олимпийский комитет России, его задачи и функции.

50.  Федерации по видам спорта, организация их работы и функции?

51.  Физкультурно-спортивные общества их функции в структуре управления физкультурно-спортивным движением России.

52.  Функции Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

53.  Что понимают под термином «спортивные резервы» и каковы методические основы подготовки спортивного резерва?

54.  Организации, входящие в систему спортивных школ России, и их основные функции.

55.  Условия зачисления и перевода спортсменов в группах спортивной подготовки.

56.  Формы учебно-тренировочной работы в спортивных школах.

57.  Основные критерии оценки эффективности работы тренеров спортивных школ.

58.  Основные положения распределения учебно-педагогической нагрузки тренеров спортивных школ и формы оценки их труда.

59.  Квалификационные категории тренеров спортивных школ и критерии для их присвоения.

60.  Система стимулирования тренеров за качество работы.


Интерактивный электронный учебно-методический комплекс "Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса" по направлению подготовки 49.06.01 Физическая культура и спорт профиль подготовки "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры".