Интерактивный электронный учебно-методический комплекс "Система подготовки высококвалифицированных спортсменов" по направлению подготовки 49.04.03 Спорт, профиль "Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов"

Учебная дисциплина «Система ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ» относится к вариативной части образовательной программы. В соответствии с учебным планом учебная дисциплина изучается:  очная форма обучения – на 2 курсе в 3 и 4 семестрах,  заочная форма обучения – на 2 курсе в 3 и 4 семестрах.

 

Вид промежуточной аттестации: 3-й семестр – зачет, 4-й семестр – экзамен.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации

 

 6.5.1. Вопросы к зачету:

 

1.                  Основные концептуальные подходы к технологии управления тренировочным процессом.

2.                  Основные требования к постановке цели при организации подготовки спортсменов.

3.                  Прогнозирование в спортивной подготовке. Методы прогнозирования.

4.                  Моделирование в системе управления.

5.                  Планирование и программирование компонентов спортивной подготовки.

6.                  Система комплексного контроля в спортивной подготовке.

7.                  Принятие решений по корректировке тренировочных программ.

8.                  Основные компоненты и простейшая схема управления тренировочным процессом.

9.                  Определение макроцикла. Факторы, обусловливающие выбор той или иной модели построения круглогодичной тренировки.

10.              Наиболее принципиальные положения построения «классической» модели годичного тренировочного макроцикла (по Л.П.Матвееву).

11.              Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной Ю.В. Верхошанским.

12.              Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной А.П.Бондарчуком.

13.              Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной В.Б.Иссуриным.

14.              Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной А.П.Воробьевым.

15.              Основные положения модели блоковой периодизации, предложенной В.Б.Иссуриным

16.              Основные аргументы в дискуссии о целесообразности использования различных моделей построения макроцикла.

17.              Особенности построения тренировочного макроцикла высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта.

18.              Особенности построения тренировочного макроцикла высококвалифицированных спортсменов в сложно-координационных видах спорта.

19.              Определение тренировочного мезоцикла; факторы, влияющие на его структуру.

20.              Типы тренировочных мезоциклов и их место в макроструктуре тренировочного процесса.

21.              Структура тренировочных мезоциклов.

22.              Допустимые диапазоны специализированных нагрузок в годичном цикле и в отдельных мезоциклах (на примере избранного вида спорта).

 

6.5.2. Вопросы к экзамену:

 

1.         Основные положения принципа максимизации и углубленной индивидуализированной специализации.

2.         Основные положения принципа сочетания постепенности и предельности тренирующих воздействий; формы его практического воплощения в тренировочном процессе.

3.         Основные положения принципа опережающих и стабилизирующих тенденций при  построении тренировки.

4.         Основные положения и практическое воплощение в тренировочном процессе принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки.

5.         Основные положения и практическое воплощение в тренировочном процессе принципа непрерывности и цикличности.

6.         Определение макроцикла. Факторы, обусловливающие выбор той или иной модели построения круглогодичной тренировки.

7.         Наиболее принципиальные положения построения «классической» модели годичного тренировочного макроцикла (по Л.П.Матвееву).

8.         Основные положения построения модели годичного тренировочногомакроцикла, предложенной Ю.В. Верхошанским.

9.         Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной А.П.Бондарчуком.

10.     Основные положения построения модели годичного тренировочного макроцикла, предложенной А.П. Воробьевым.

11.     Основные положения модели блоковой периодизации, предложенной В.Б.Иссуриным.

12.     Особенности построения тренировочного макроцикла высококвалифицированных спортсменов в игровых и сложно-координационных видах спорта.

13.     Определение тренировочного мезоцикла; факторы, влияющие на его структуру.

14.     Типы тренировочных мезоциклов и их место в макроструктуре тренировочного процесса.

15.     Структура тренировочных мезоциклов.

16.     Основные технологические подходы к построению непосредственной предсоревновательной подготовки.

17.     Определение и классификация микроциклов тренировки.

18.     Общие основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками.

19.     Структура тренировочных микроциклов и сочетание в них занятий с различной нагрузкой.

20.  Особенности организации системы подготовки спортсменов на соревновательном этапе (система соревновательной, предсоревновательные и постсоревновательные мероприятия на примере избранного вида спорта).

21.     Технологии индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса.

22.     Структура соревновательной деятельности, и факторы, повышающие ее эффективность.

23.      Факторы, обусловливающие нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок в различных видах спорта.

24.     Допустимые диапазоны специализированных нагрузок в различных видах спорта.

25.     Особенности влияния воздействия внешней среды на тренировочные и соревновательные нагрузки, а также спортивную  результативность в различных видах спорта.

26.     Особенности организации спортивной тренировки в горных условиях.

27.     Особенности организации спортивной тренировки в условиях жаркого и холодного климата.

28.     Особенности адаптации организма спортсменов к изменению временно-поясных условий.

29.     Основные направления использования «искусственно управляемых» внешних условий.

30.     Основные постулаты управления и специфика их проявления в управлении тренировочным процессом.

31.     Постановка цели и прогнозирование тренировочного процесса.

32.     Моделирование в системе подготовки спортсменов.

33.     Планирование и  программирование компонентов спортивной  подготовки.

34.     Система контроля спортивной подготовки.

35.     Принятие решений по корректировке программ спортивного совершенствования.

36.     Основные компоненты и простейшая схема управления тренировочным процессом.

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

Вопрос: Какие группы моделей разрабатываются для управления совершенствованием спортивного мастерства? (выберите один правильный ответ):

  1. характеризующие структуру соревновательной деятельности, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена;
  2. отражающие состояния спортсмена, организации тренирующих воздействий;
  3. отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного макроцикла, тренировочных занятий и их частей;
  4. отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных его функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства.

 

Вопрос: Какие требования предъявляются к организации педагогического тестирования?

1.      проводить измерение и оценку исполнения только самих физических упражнений;

2.   обязательно проводить измерения в покое, стандартные измерительные процедуры, максимальные тесты;

3. естественно вписываться в тренировочный процесс, объективно отражать оцениваемые качества и способности, быть понятными и для испытуемого, и для тренера, в сумме всесторонне оценивать реакцию на тренирующие воздействия и характеризовать подготовленность спортсмена;

4.  учитывать состояние спортивных сооружений, качество спортивного инвентаря и оборудования, климат конкретной местности, социально-психологическая обстановка, объективность судейства и т.п. учитывать состояние спортивных сооружений, качество спортивного инвентаря и оборудования, климат конкретной местности, социально-психологическая обстановка, объективность судейства и т.п.

 

Вопрос: Какую из перечисленных моделей макроцикла целесообразно использовать на этапе углубленной специализации?

  1. волнообразное размещение основных средств подготовки и параметров нагрузки, с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объемов и комплексным их применением;
  2. волнообразное размещение с более выраженными колебаниями параметров нагрузки и концентрацией однонаправленных средств в виде самостоятельных «блоков»; 2. волнообразное размещение с более выраженными колебаниями параметров нагрузки и концентрацией однонаправленных средств в виде самостоятельных «блоков»;
  3. равномерно-ступенчатое распределение нагрузок с временной стандартизацией тренирующих воздействий и ориентацией на индивидуально присущую спортсмену продолжительность периода вхождения в состояние спортивной формы;
  4. «круглогодичным подготовительным периодом», с постепенным повышением нагрузки в течение всего цикла подготовки, без выраженной «подводки» к соревнованиям; «круглогодичным подготовительным периодом», с постепенным повышением нагрузки в течение всего цикла подготовки, без выраженной «подводки» к соревнованиям;

           

Примерные варианты ситуационных заданий

 

Ситуационное задание №1:

При разработке тренировочных программ подготовки спортсменов  у тренера спортивной школы возникли затруднения с подбором и распределением количественных параметров тренировочных и соревновательных средств, а также обоснования должной динамики подготовленности занимающихся.

·         Какие нормативные документы необходимо использовать для того чтобы тренировочная программа была одобрена тренерским советом и утверждена директором спортивной школы?

 

Ситуационное задание №2:

Одним из направлений совершенствования системы спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов остается дальнейшее повышение объемов  выполнения тренировочной работы. Однако чрезмерные величины объема работы часто входят в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, может привести к травмам, затрудняет реализацию соревновательной деятельности.

·         Как решаются эти проблемы в современном спорте?


Основная литература

 

1.        Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учеб. пособие / В.Д.Фискалов, В.П.Черкашин. – М.: Издательство «Спорт», 2016. – 352 с.   

2.        Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010. – 392 с.

 

7.2. Дополнительная литература

 

1.     Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П.Бондарчук. - К.: Олимпийская литература, 2005. – 304 с.

2.     Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В.Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.

3.     Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331с.

4.     Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса /Ю.В.Верхошанский // Теория и практика физической культуры. – 2005 - №4. – С. 2-14.

5.     Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б.Иссурин. – М.: Советский спорт, 2010 – 288 с.

6.     Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П.Матвеев. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010.- 340 с.

7.     Фискалов В.Д. Теоретические основы и организация подготовки спортсменов: учебное пособие / В.Д. Фискалов, – Волгоград: ВГАФК, 2010. – 278 с.

8.     Черкашин В.П. Проектирование технологий индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса в скоростно-силовых видах легкой атлетики / В.П. Черкашин и др. (всего 5 авторов). – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 188 с.

9.     Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н.Платонов. К.: Олимп. лит., 2013. – 624 с.

10.  Федеральные стандарты спортивной подготовки и Типовые образовательные программы для спортивных школ по избранным видам спорта.