Интерактивный электронный учебно-методический комплекс "Актуальные проблемы в системе научных знаний о спорте" по направлению подготовки 49.04.03 Спорт, профиль "Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов"

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы в системе научных знаний о спорте» относится к базовой части дисциплин ОПОП подготовки магистров по направлению 49.04.03 Спорт. В соответствии с учебным планом учебная дисциплина изучается:  очная форма обучения – на 1 курсе в 1 и 2 семестре,  заочная форма обучения – на  1 курсе в 1 и 2 семестре .

Вид промежуточной аттестации: 1-й семестр – зачет, 2 семестр - экзамен.

Условия получения оценки за экзамен по текущей успеваемости (без сдачи экзамена)

6.2.1. Очная  форма обучения

Для получения «автоматической» промежуточной (семестровой) оценки «отлично» (90 – 100 баллов), «хорошо» (76 – 89 баллов) или «удовлетворительно» (61 – 75 баллов) без сдачи зачета или экзамена необходимо согласие студента на «автоматические» дополнительные оценки (оценки на дополнительной аттестации) в соответствии с данными следующей таблицы:

 

Сумма текущих

рейтинговых баллов

«Автоматическая»

дополнительная оценка

«Автоматическая»

(семестровая) оценка

51

25

76 (хорошо)

52

27

79 (хорошо)

53

29

82 (хорошо)

54

31

85 (хорошо)

55

33

88 (хорошо)

56

34

90 (отлично)

57

35

92 (отлично)

58

37  

95 (отлично)

59

39 

98 (отлично)

60

40

100 (отлично)

 

При этом студент имеет право на сдачу зачета/экзамена при желании получить более высокую семестровую оценку, чем та, на которую он может претендовать по результатам текущей успеваемости.

                                                                заочная форма обучения

При заочной форме обучения получение оценки за зачет или экзамен «автоматом» не предусмотрено.

 

Оценочные средства для текущей и промежуточной аттестации обучающихся 

Вопросы к зачету. 

  1. Формирование системы научных знаний о практике спортивной деятельности.
  2. Характеристика теории спорта как самостоятельной отрасли науки.
  3. Теория спорта как обобщающая отрасль научного знания. Отрасли научного знания непосредственно связанные с теорией спорта.
  4. Основные методологические подходы, используемые современной теорией спорта для получения новых знаний.
  5. Актуальные проблемы изучения общей концепции сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего развития.
  6. Актуальные проблемы изучения теории спортивного состязания.
  7. Актуальные проблемы изучения теории спортивной тренировки и системного использования других факторов спортивных достижений.

8.      Основные сходства и различия в проявлении сущности спортивной и физической культуры.

9.      Смысловое значение понятия «спорт». Спорт как социальный институт.

10.  Ценностный потенциал спорта и современные проблемы его формирования.

  1. Противоречия в формировании и реализации социальных функций спорта.
  2. Характерные особенности и тенденции современного этапа развития спорта высших достижений.
  3. Основные направления совершенствования организации подготовки  высококвалифицированных спортсменов.
  4. Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики.
  5. Коммерциализация спорта. Необходимость коммерциализации спорта и проблемы, возникающие в связи с его коммерциализацией.
  6. Профессионализация спорта высших достижений. Положительные моменты и проблемы, связанные с профессионализацией.
  7. Проблемы развития профессионального спорта.
  8. Проблемы организации «справедливой игры». Движение «Фейр Прей» в спорте.
  9. Проблемы связанные с использованием допинга в спорте. Меры противодействия использованию допинга.
  10. Проблемы, связанные с организацией «договорных матчей», обеспечением справедливости судейства. Меры, принимаемые для обеспечения честной борьбы и справедливости судейства спортивных соревнований.
  11. Крупные трагедии при проведении спортивных мероприятий. Проблемы обеспечения безопасности, при их организации.
  12. Травматизм в спорте и обеспечение охраны здоровья.
  13. Насилие в спорте, мероприятия связанные с обеспечением чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий.

24.  Проблемы познания формирования физических способностей.

25.  Проблемы избирательной направленности и единства формирования двигательных навыков и физических способностей.

  1. «Сенситивные» периоды в развитии различных морфофункциональных свойств организма в годы его естественного роста и созревания.
  2. Проблемы модернизации арсенала средств и методов спортивной подготовки.

28.  Современные подходы в использовании «искусственной управляемой среды» в тренировочном процессе.

  1. Основные подходы и проблемы в использовании методов срочной информации, биологической обратной связи для оценки параметров двигательных действий и реакций организма и отдельных его систем на тренировочные нагрузки.

30.  Проблемы познания формирования физических способностей.

31.  Проблемы избирательной направленности и единства формирования двигательных навыков и физических способностей.

  1. «Сенситивные» периоды в развитии различных морфофункциональных свойств организма в годы его естественного роста и созревания.
  2. Проблемы модернизации арсенала средств и методов спортивной подготовки.

34.  Современные подходы в использовании «искусственной управляемой среды» в тренировочном процессе.

  1. Основные подходы и проблемы в использовании методов срочной информации, биологической обратной связи для оценки параметров двигательных действий и реакций организма и отдельных его систем на тренировочные нагрузки.


Вопросы к экзамену: 

1.      Характеристика теории спорта как самостоятельной отрасли науки.

2.      Характеристика современной проблематики научных исследований в теории спорта.

3.      Основные сходства и различия в проявлении сущности спортивной и физии ческой культуры.

4.      Смысловое значение понятия «спорт». Классификационные подходы к систематизации различных видов спорта.

5.      Профилирующие направления и разделы современной практики спорта.

6.      Противоречия в формировании и реализации социальных функций спорта.

7.      Основные тенденции современного этапа развития спорта высших достижений.

8.      Проблемы, связанные с внедрением в спорт идеологии и политики.

9.      Коммерциализация спорта. Необходимость коммерциализации спорта и проблемы, возникающие в связи с ее реализацией.

10.  Профессионализация спорта высших достижений. Положительные моменты и проблемы, связанные с профессионализацией.

11.  Проблемы организации «справедливой игры». Движение «Фейр Прей» в спорте. Основные принципы движения и направления его деятельности.

12.  .Проблемы, связанные с использованием допинга в спорте. Меры противодействия использованию допинга.

13.  Проблемы обеспечения безопасности, при организации спортивных мероприятий.

14.  Проблемы травматизм в спорте и система обеспечения охраны здоровья спортсменов.

15.  Проблемы насилия в спорте, мероприятия связанные с обеспечением чести и достоинства граждан при проведении спортивных мероприятий.

16.  Определение понятий физические способности и физические качества. Проблемы формирования физических способностей.

17.  Проблемы использования неспецифических и специфических средств и методов воспитания физических способностей в процессе спортивной тренировки.

18.  Возможности и проблемы избирательной направленности и единства формирования двигательных навыков и физических способностей.

19.  «Сенситивные» периоды в развитии различных морфофункциональных свойств организма в годы его естественного роста и их влияние на развитие физических способностей спортсменов.

20.  Тенденции и проблемы модернизация арсенала средств и методов в многолетней подготовке спортсменов.

21.  Факторы, обуславливающие необходимость варьирования внешних условий выполнения упражнений в подготовке спортсменов.

22.  Естественные факторы природной среды, оказывающие влияние на активность работы систем организма спортсменов.

23.  Особенности построение тренировки в горных условиях и эффект последействия после тренировки в горах. 

24.  Современные подходы в использовании «искусственной управляемой среды» в тренировочном процессе.

25.  Современные представления о спортивных результатах, спортивных достижения (рекордах, высших достижениях и т.п.) и критериях их оценки.

26.  Динамика спортивных достижений и уровень высших спортивных достижений на современном этапе (на примере избранного вида спорта).

27.  Сущность соревновательной деятельности и особенности ее реализации в сфере спорта.

28.  Современные понятия спортивных соревнований и спортивных состязаний. Функции спортивных соревнований.

29.  Система знаний о соревновательной деятельности в спорте (цели, мотивы, средства и т.п.). Научная проблематика теории спортивных состязаний. 

30.  Система знаний о физической нагрузке и тренировочных эффектах, вызываемых использованием физической нагрузки.  

31.  Система знаний о принципах, реализуемых в системе спортивной подготовки (общенаучные и специфические).

32.  Современные подходы к определению специфических принципов спортивной тренировки (по Л.П.Матвееву, В.Н.Платонову, В.Б.Иссурину и др.).

33.  Раскройте смысл принципа максимизации и углубленной индивидуализированной специализации.

34.  Раскройте основные закономерности, лежащие в основе принципа сочетания постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций при построении спортивной тренировки.

35.  Раскройте смысл и положения практического воплощения принципа избирательной направленности и единства различных сторон подготовки.

36.  Раскройте основные закономерности, лежащие в основе принципа непрерывности и цикличности построения тренировочно-соревновательного процесса.

37.  Определение понятия мегоструктура в спортивной подготовке и факторы, определяющие продолжительность и структуру отдельных этапов многолетней подготовки.

38.  Концептуальные подходы к многолетней периодизации спортивной подготовки. Этапы в многолетней структуры, основные задачи, решаемые на них

39.  Основные методические положения оптимизации подготовки в процессе многолетнего совершенствования.

40.  Характеристика макроструктуры процесса подготовки спортсменов в годичном цикле.

41.  Структура тренировочного макроцикла, как основа его целостной упорядоченности и факторы ее обуславливающие.

42.  Основные подходы к моделированию макроцикла на этапе начальной подготовки.

43.  Основные концептуальные подходы к построению «классической» модели макроцикла подготовки (по Л.П.Матвееву).

44.  Основные направления критика «классической» теории периодизации.


 


  Целью изучения учебной дисциплины «Технология научных исследований

в спорте высших достижений»  является формирование у обучающихся творческого отношения к пониманию основных концептуальных положений, осуществления научно-исследовательской деятельности в области спорта, активизация познавательного процессов к проблемам спорта высших достижений, а также умения  писать и защищать магистерскую диссертацию.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

а) общепрофессиональных  (ОПК):

ОПК-8 Способен обобщать и внедрять в практическую работу российский и зарубежный опыт по развитию спорта высших достижений;

ОПК-9. Способен проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний

 б) профессиональными  (ПК):

ПК-7 Способен анализировать и обобщать существующий научно-методический и исследовательский опыт в избранном виде профессиональной деятельности;


Перечень вопросов для промежуточной аттестации

 Вопросы для зачета:

1.            Дать определение термину наука и характеристика ее основных функций.

2.            Основная сущность и цели научного познания.

3.            Формирование системы научных знаний о практике спортивной деятельности.

4.            Характеристика современной проблематики научных исследований в теории спорта.

5.            Научные исследования как основная форма существования и развития науки.

6.            Этапы научного исследования. Логическая схема построения научного исследования.

7.            Характеристика эмпирических форм и методов научных исследований.

8.            Характеристика теоретических форм и методов научных исследований.

9.            Характеристика фундаментального уровня научных исследований.

10.        Характеристика прикладного уровня научных исследований.

11.        Виды научных работ и форма их представления.

12.        Роль научно-исследовательской работы студентов в профессиональном становлении магистра.

13.        Магистерская диссертация как основная форма научно-исследовательской работы магистрантов. Архитектоника магистерской диссертации.

14.        Основные формы организации и проведения научного исследования.

15.        Характеристика педагогического исследования и формы его осуществления.

16.        Формулировка концепции научного исследования.

17.        Определение проблемы и проблемной ситуации в научном исследовании.

18.        Определение объекта, предмета, рабочей гипотезы научного исследования.

19.        Методы и методики научного исследования. Подбор и использование различных методов научного исследования.

20.        Педагогическое наблюдение как метод научного исследования. Типы наблюдений.

21.        Инструментальные методы исследования используемые в спортивной практике (на примере избранного вида спорта).

22.        Педагогический эксперимент в системе научного исследования, Основные формы организации и проведения педагогического эксперимента.

23.        Характеристика форм и этапов работы с научно-методической литературой для освещения существа вопроса и обобщения мнения авторов по теме научного исследования.

24.        Основные этапы организации научного исследования и оформление документации проводимых исследований.

25.        Методы математической статистики их суть и назначение в обработке первичного материала.

26.        Правила представления результатов исследования в таблицах.

27.        Правила составления списка использованной литературы.

28.        Правила цитирования и оформления ссылок на источники информации.

29.        Требования к перепечатке текста выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

30.        Представление отдельных видов буквенно-цифровых материалов магистерской диссертации.

31.        Виды иллюстраций  и требования к их оформлению в магистерской диссертации.

32.        Требования к оформлению титульного и регистрационного (последнего) листов магистерской диссертации.

33.        Требования к оформлению рубрикации (деление текста на отдельные части и их оформление) магистерской диссертации

34.        Документы, предоставляемые в Государственную аттестационную комиссию для допуска к защите магистерской диссертации.

35.        Структура и логика построения сообщения (доклада) о результатах проведенного научного исследования.

36.        Процедура публичной защиты магистерской диссертации.