Интерактивный электронный учебно-методический комплекс "Актуальные проблемы в системе научных знаний о спорте" по направлению подготовки 49.04.03 Спорт, профиль "Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов"

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы в системе научных знаний о спорте» относится к базовой части дисциплин ОПОП подготовки магистров по направлению 49.04.03 Спорт. В соответствии с учебным планом учебная дисциплина изучается:  очная форма обучения – на 1 курсе в 1 семестре,  заочная форма обучения – на  1 курсе в 1 семестре (зимняя сессия).

Вид промежуточной аттестации: 1-й семестр – экзамен.

Условия получения оценки за экзамен по текущей успеваемости (без сдачи экзамена)

6.2.1. Очная  форма обучения

Для получения «автоматической» промежуточной (семестровой) оценки «отлично» (90 – 100 баллов), «хорошо» (76 – 89 баллов) или «удовлетворительно» (61 – 75 баллов) без сдачи экзамена необходимо согласие студента на «автоматические» дополнительные оценки (оценки на дополнительной аттестации) в соответствии с данными следующей таблицы:

 

Сумма текущих

рейтинговых баллов

«Автоматическая»

дополнительная оценка

«Автоматическая»

(семестровая) оценка

51

25

76 (хорошо)

52

27

79 (хорошо)

53

29

82 (хорошо)

54

31

85 (хорошо)

55

33

88 (хорошо)

56

34

90 (отлично)

57

35

92 (отлично)

58

37  

95 (отлично)

59

39 

98 (отлично)

60

40

100 (отлично)

 

При этом студент имеет право на сдачу зачета/экзамена при желании получить более высокую семестровую оценку, чем та, на которую он может претендовать по результатам текущей успеваемости.

                                                                заочная форма обучения

При заочной форме обучения получение оценки за экзамен «автоматом» не предусмотрено.

 

 Вопросы к экзамену.

1.      Дать определение термину наука и характеристика ее основных функций.

2.      Основная сущность и цели научного познания.

3.      Формирование системы научных знаний о практике спортивной деятельности.

4.      Характеристика теории спорта как самостоятельной отрасли науки.

5.      Теория спорта как обобщающая отрасль научного знания. Отрасли научного знания непосредственно связанные с теорией спорта.

6.      Характеристика современной проблематики научных исследований в теории спорта.

7.      Научная методология как инструмент интеграции различных наук в сфере теории спорта. Характеристика комплекса наук, изучающих проблемы теории спорта.

8.      Научные исследования как основная форма существования и развития науки.

9.      Этапы научного исследования. Логическая схема построения научного исследования.

10.  Характеристика эмпирических форм и методов научных исследований.

11.  Характеристика теоретических форм и методов научных исследований.

12.  Характеристика фундаментального уровня научных исследований.

13.  Характеристика прикладного уровня научных исследований.

14.  Виды научных работ и форма их представления.

15.  Основные формы организации и проведения научного исследования.

16.  Формулировка концепции научного исследования.

17.  Определение объекта, предмета, рабочей гипотезы научного исследования.

18.  Методы и методики научного исследования. Подбор и использование различных методов научного исследования.

19.  Педагогический эксперимент в системе научного исследования, Основные формы организации и проведения педагогического эксперимента.

20.  Определение проблемы и проблемной ситуации в научном исследовании.

21.  Система знаний о физической нагрузке и тренировочных эффектах, вызываемых использованием физической нагрузки.  

22.  Система знаний о принципах, реализуемых в системе спортивной подготовки.

23.  Современные подходы к определению специфических принципов спортивной тренировки.

24.  Современные представления о спортивных результатах, спортивных достижения (рекордах, высших достижениях и т.п.) и критериях их оценки.

25.  Спортивное достижение как объект познания и оценки науки о спорте: ценности спортивных достижений; динамика и уровень высших спортивных достижений на современном этапе; прогнозирование спортивных достижений (на примере избранного вида спорта).

26.  Современные понятия спортивных соревнований и спортивных состязаний. Функции спортивных соревнований.

27.  Система знаний о соревновательной деятельности в спорте (цели, мотивы, средства и т.п.). Научная проблематика теории спортивных состязаний. 

28.   Современные подходы к систематизации соревновательной деятельности.

29.  Система знаний о многолетней динамике соревновательной практики спортсменов.

30.  Определение понятия мегоструктура в спортивной подготовке и факторы, определяющие продолжительность и структуру отдельных этапов многолетней подготовки.

31.  Концептуальные подходы к многолетней периодизации спортивной подготовки.

32.  Основные методические положения оптимизации подготовки в процессе многолетнего совершенствования.

33.  Система знаний о теории спортивной тренировки и характеристика ее основных компонентов: физическая, технико-тактическая, функциональная, психологическая, теоретическая подготовка.

34.  Характеристика макроструктуры процесса подготовки спортсменов в годичном цикле.

35.  Структура тренировочного процесса как основа его целостной упорядоченности и факторы ее обуславливающие.

36.  Основные подходы к моделированию макроцикла на этапе начальной подготовки.

37.  Основные концептуальные подходы к построению «классической» модели макроцикла подготовки (по Л.П.Матвееву).

38.  Основные направления критика «классической» теории периодизации. 

 

Пример ситуационных заданий: 

1.      При проведении научных исследований, как правило используют сочетание эмпирических и теоретических методов.   

·         Раскройте содержание эмпирических и теоретических методов, которые были использованы при проведении исследований в Вашей магистерской диссертации.

 

2  В научных исследованиях в обязательном порядке необходимо освещение существа вопроса по литературным данным.

·         Какие компьютерные программы можно использовать для проведения научного поиска?